?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

20300_original

На ФОТО: Марьяна Чугунова, Алла Гербер, Виктор Божович, Юрий Кузин - Львов 1988 г.

Посвящается первой международной конференции по творчеству А.А.Тарковского (ВКС "ВЗГЛЯД"), которая прошла во Львове в 1988 году.

Когда умирает морская ласточка - великий кинорежиссёр - первыми к пиршеству приступают жуки и пауки, - это репортёры, снимающие сливки с события; затем появляются жирные мясные мухи, - это кинокритики, знающие всё о взлётах и падениях пернатого; наконец, приходят черви и древоточцы, - это историки кино, они то и рассказывают, как было дело. ЮРИЙ КУЗИН.


29 Декабря 1986 года не станет Андрея Тарковского. А уже в Августе 1987 года к кинотеатру «Киев» будет не пробиться. Только в этом львовском кинозале можно было увидеть опальное «Зеркало» - самый элитарный, как тогда писали, фильм. Некоторые смотрели его по второму разу. Но абсолютный рекорд принадлежал пожарному ППЧ-41 при заводе «Автопогрузчик» - 28 сеансов из 30-ти...

Сев на приставной стульчик, фанат зарисовывал картину - кадр за кадром - как художник-копиист полотно мастера.

Уроков этих оказалось достаточно, чтобы вскружить голову парнишке. Надев потертый пиджак, стоптанные башмаки, он помчится в Москву, в Союз Кинематографистов - кто, как ни коллеги по цеху, должны вернуть России не заслуженно забытого гения.

Но в ответ - лишь смешки!

Что ж, тогда львовяне сделают то, на что не осмелились москвичи. Пусть гимн Тарковскому прозвучит в их городе. Ведь родились же здесь и Леопольд фон Захер-Мазох, и Бруно Шульц, и Станислав Лем. К тому же Тарковский снял «Солярис» по повести Лема, родиной которого был Лемберг - так именовался город при Франце Иосифе.

Оставалось лишь сколотить банду сорвиголов, готовых сутками работать на идею, которая, как спичка, зажжет умы и растопит ледяные сердца обывателей.

Ноябрь 1987 года.

Юрий Кузин (пожарный ППЧ-41), Александр Уланов (председатель киноклуба «Курьер 10-й музы), Лариса Криль (студентка Львовской консерватории), Владимир Бордюк (директор Клуб-лаборатории кинолюбителей), Владимир Онусайтис (художник) напишут письмо в Союз Кинематографистов СССР.

Ответа не последует.

Пришлось звонить Первому секретарю, чтобы лично изложить суть вопроса - проводится Круглый Стол по творчеству Андрея Тарковского. Нужны деньги.

Климов: Это не слыханно! Вы хотите для СЕБЯ людей пригласить да еще и за НАШ счет! У Союза нет денег! Вы приглашаете, вы и платите! Это ведь Вам нужно…

Я: Кинематографистам это нужно тем более… Возвращение Тарковского на Родину - дело чести Союза!

Климов: Никогда не говорите о том, о чем Вы не смыслите, молодой человек! Союз сумел доказать свою честь! И не один раз! (Бросает трубку).

Теперь, когда помощи ждать было не от кого, приходилось блефовать в надежде, что кого-то все же удастся заманить во Львов, обещая прессу, VIP-персон и пятизвездочное обслуживание. Как не странно, но в обман поверили. За месяц до конференции ни у кого уже не было сомнений, что вся эта затея – ладно сшитый костюм, и лишь один пожарный знал из какой эфемерной ткани он был скроен.

В отчаянии я забрасываю посольства Франции, Италии и ФРГ депешами с просьбой о помощи. Об Акции уже поговаривают на «Радио Свобода», а Москву лихорадит от проблем, которые с ней связаны: оставаться в стороне от Круглого Стола вроде как не прилично и Климов, скрипя сердце, дает согласие на участие.

Ложку дегтя добавил Львовский Обком. Там мне предъявили анонимку, из которой следовало, что Акция, которую я затеял, ни что иное, как Съезд киноклубов, и к тому же - не законный. Создание Федерации Москва тормозила и опасения партийцев, что клубы захотят учредить ее в обход столицы, не были лишены оснований. Далее речь зашла о Председателе Оргкомитета. То обстоятельство, что Круглый Стол возглавляет человек без всякой ученой степени - неприемлемо. Мне предложили сделку. Коммунисты дадут деньги, гостиницу и зал для проведения конференции, а я им - руководство Акцией. Я отказался. И был прав. Узнав, что на Форум приедет сам Элем Климов, львовский обком выдал нам все то, что служило предметом торга.

Запрещать было не в моде. Горбачев налаживал контакты с Европой и возвращение Тарковского, пусть через узкое игольное ушко, стало сигналом Западу, что с преследованием интеллектуалов в СССР покончено.

Вскоре в поддержку Круглого Стола выскажутся В.И.Толстых и М.К.Мамардашвили. А идею «Общества Тарковского» положительно воспримут Л.М. Баткин, А.Я.Гуревич и Ю.М.Лотман.

Европейцы на форум не попадут, но их присутствие, пусть мысленное, все же будет ощущаться благодаря переводам книг и статей о Тарковском с венгерского и французского. Их осуществит Лариса Криль. В числе ее переводов и фрагменты из «Мартиролога» Андрея Арсеньевича, впервые напечатанного по-русски во Львове, где, как считается, «москалей» недолюбливают. (Любой участник конференции, желающий приобрести эти переводы, может оставить заявку в Оргкомитете и через 2-3 месяца копия «Мартиролога» высылается по указанному адресу).

У ВКС была великолепная афиша, в последствии ушедшая во Францию к вдове режиссера и в Переделкино к его отцу.

Число гостей перевалило за три сотни. Но многие, кого особенно ждали, не смогли приехать. Так Ирма Раушь - режиссер и первая жена Тарковского - не получила билет на самолет по причине того, что чиновник Союза попросту «забыл» его купить.

Многие киноведы, вернувшись из Львова, также окажутся «забывчивыми»: кто будет молчать, набрав в рот воды, а кто и вовсе откажется публиковать работы своих коллег, как это сделает Е.С.Левин - заведующий отделом журнала «Искусство кино». На Круглом Столе он зачитает доклад Л.М.Баткина, но ни анонсированной публикации в 9-м номере журнала, ни заметки о Львовских событиях от него так и не дождутся.

Та же участь постигнет и обещанный А.К.Воскресенским научный сборник по материалам Львовских Чтений.

Молчать будут и критики и среди прочих: Нея Зоркая, Виктор Божович, Валентин Михалкович, Ирина Гращенкова, Алла Гербер и Андрей Плахов. Казалось, они стыдятся того, что не сами выступили с реабилитацией Тарковского, а их понудили к этому. Да и кто понудил? - Мальчишка пожарный с маниакальной идеей «Общества Тарковского».

Кстати, «Общество» такое вскоре появится. Но ни широкой поддержки творческой молодежи - стипендиями и грантами, что предложил я, ни Приза имени Андрея Тарковского (аналогичного Призу «Давид» Донателло» имени Висконти) в планах у «Общества» нет. Зато генералов в нем хоть отбавляй. Андрей Смирнов - Президент, Нея Зоркая с Виктором Божовичем - заместители, Паола Волкова - секретарь. В недавнем прошлом - педагог ВГИКа - Волкова напишет серию книг об отце и сыне Тарковских, которые нельзя воспринимать иначе, как ИСПРАШИВАНИЕ прощения у этих двух великих мастеров Русской Культуры. Речь прежде всего идёт о музее Андрея Тарковского на Первом Щипковском переулке в Москве, который собирались, но так и не создали Паола Волкова и Марьяна Чугунова. Почему? Да потому что по-варварски разрушили трёхсотлетний сруб руками горе-подрядчиков. Дальше – больше. Став секретарём «Общества Тарковского» в 1988 году, на что я самолично дал согласие, Паола Димитриевна столкнула лбами всех, кого только можно было столкнуть, чтобы ни позволить «Обществу» превратиться в инструмент протекционизма, каковыми в мировом масштабе были и остаются «Баховское Общество» и «Гёте-институт». Для этих целей ею был учреждён сепаратный «Фонд Тарковского», который, позиционируя себя, как орган опеки над арт-культурой, по сути, превратился в станок по чеканке сомнительных репутаций. Каков же итог? Книги, написанные в экстазе – от любви к Тарковскому, разумеется - и чудовищный по своему замыслу и исполнению акт вандализма...

«Общество» создадут в 1988, а в 1991, в сентябре, я, как его учредитель, произнесу «эпитафию» по загубленной мечте, после чего хлопну дверью, как и подобает в подобных случаях.

Следом уйдут Николай Бурляев и Маргарита Терехова. И не удивительно. «Фонд Тарковского», созданный на обломках «Общества» Паолой Волковой (Педиконе), станет беспардонно сорить деньгами доверчивых русских банкиров.

Кто-то сказал, что ненависть к гениям часто рядится в безудержную любовь к ним. Любовь, которая душит. А лучшего способа задушить гения, чем устраивать ему грандиозные ПОМИНКИ, из года в год, – еще никто не придумал…

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Материалы Всесоюзного Круглого Стола «ВЗГЛЯД» по проблемам философского кино, посвященного творчеству А.А.Тарковского

СОБЫТИЕ:

Первое общественно-культурное признание на Родине искусства А.А.Тарковского с момента его эмиграции в Италию.

Первые Чтения, посвященные режиссеру в СССР и за его пределами.

Создание «Общества Андрея Тарковского» (по типу «Баховского общества») с широкой программой мероприятий, как научного, так и просветительского характера.

Издание Первого научного сборника о творчестве А.А.Тарковского (по материалам Круглого Стола во Львове) на базе Философского Общества СССР

Перевод с иностранных языков статей о Тарковском и первое в СССР публичное чтение, переведенного на русский язык «Мартиролога» Андрея Тарковского.

УЧАСТНИКИ:

Философское Общество СССР - Воскресенский Анатолий Кириллович (Зав. Редакционно-издательским отделом ФО СССР)

Секретариат Союза Кинематографистов СССР - Плахов Андрей Степанович (секретарь СК СССР)

Союз Кинематографистов СССР - Гербер Алла Ефремовна, Огородникова Тамара Георгиевна

Комиссия по творческому наследию А.А.Тарковского СК СССР - Чугунова Марианна Сергеевна

ВНИИ Искусствознания - Зоркая Нея Марковна, Михалкович Валентин Иванович, Божович Виктор Ильич

Институт философии АН УССР - Мусиенко Оксана Степановна, Михалев Виктор Петрович

МГУ - Башаратьян Михаил Карпович

Львовский Политехнический Институт (Кафедра Научного Коммунизма) – Виктор Петрушенко

Издательство «Искусство» - Сандлер Анетта Михайловна

Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР - Рутковский А.Г.

Федерация киноклубов СССР - Гращенкова Ирина Николаевна

Представители десятков киноклубов СССР (всего около 200 человек)

ПРЕССА:

«Искусство кино» Левин Е.С.; «Кино» (Латвия) Нукневич Л.А.; «Литературное обозрение» Шубина Е.Д.; «Сельская молодежь» Денисова Е.А.; «Философские науки» Чистяков И.Б.; ТАСС Чавага К.К.; «Новины Кiноэкрана» Сиренко М.П.; «На екранах Украины» Борщев В.А.; «Культура i життя» Криворученко Л.; «Ранок» Бетко О.П.;ЦТВ (молодежная редакция) Коршикова Г.О.

УЧРЕДИТЕЛИ:

Кузин Юрий Владимирович – инициатор Круглого Стола и Председатель Оргкомитета

Киноклуб «Курьер 10-й музы»

Объединение молодежных клубов города Львова

Клуб-лаборатория кинолюбителей Львовского Облсовпрофа

Львовское межобластное отделение Всесоюзного научно-производственного объединения «Киноцентр»

НАУЧНАЯ ПРОГРАММА:

Свыше 20-ти научных докладов и выступлений по проблемам творчества А.А.Тарковского (на базе Львовского Облсовпрофа – гостиница, конференцзал, кинозал)

КИНОПРОГРАММА:

Тарковский в контексте авторского кино:

«Страсти по Андрею» (впервые в СССР показ авторского варианта картины «Андрей Рублев»);

«Андалузский пес», «Виридиана» Луиса Бунюэля, «Приговоренный к смерти бежал», «Дневник сельского священника» Роббера Брессона, «Страсти Жанны Жарк» Карла Дрейера, «Гость» Александра Кайдановского.

ВИДЕОПРОГРАММА:

«2001: Космическая одиссея» Стенли Кубрика, «Забриски-пойнт» Микеланджело Антониони, «Евангелие от Матфея» Пьер Паоло Пазолини, «Персона», «Седьмая печать», «Лицо», «Причастие», «Вечер шутов» Ингмара Бергмана.

ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ПОКАЗ:

«В поисках утраченного времени: изгнание и смерть Андрея Тарковского» Эббо Деманта (ФРГ, 1987);

«На съемках «Жертвоприношения» Михайя Лещеловского (Швеция, 1986);

«Кино - мозаика времени» Донателло Багливо (Италия CINECITTA, 1983)

ФОТОВЫСТАВКА:

«Наш современник Андрей Тарковский» - документы, фотографии, альбомы, книги о Тарковском, изданные за рубежом (в помещении Львовского музея фотографии в бывшей церкви Марии Снежной, построенной немецкими колонистами)

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ:

«Реквием» Эдуарда Артемьева, посвященный памяти Андрея Тарковского (прозвучал в записи на открытии кинопрограммы)

ПЕРЕВОДЫ:

Ознакомление участников и гостей конференции с переводами статей о Тарковском и его выступлений в зарубежной прессе, а также первый перевод на русский язык «Мартиролога» Андрея Тарковского, выполненный переводчиком и музыкантом Ларисой Криль

КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН:

Предоставление киноклубами ценных фотоматериалов, магнитофонных записей, книг и статей, связанных с А.А.Тарковским в Комиссию по творческому наследию режиссера при СК СССР


КАК БЫЛ РАЗРУШЕН ДОМ СЕМЬИ ТАРКОВСКИХ НА ЩИПКЕ - ЧИТАЙТЕ В КОММЕНАТРИЯХ...

МАТЕРИАЛЫ:

1. Глава Юрия Кузина "Фiлософiя" https://uk.wikipedia.org/wiki/Тарковський_Андрій_Арсенійович

2. Всё о фильме Юрия Кузина "Левша" о детских годах Адольфа Гитлера в городе Линце http://vseokino.ru/index.php/Левша_(фильм,_1999)

3. Режиссёр Юрий Кузин статья в Википедии https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Кузин,_Юрий_Владимирович&stable=0

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
kuzin_yurii
Apr. 5th, 2017 01:45 am (UTC)
ГИБЕЛЬ ДОМА НА ЩИПКЕ - КАК ЭТО БЫЛО...
ДОМ СЕМЬИ ТАРКОВСКИХ НА ЩИПКЕ СНЕСЁН! ЗАБУДЬТЕ! 20 апреля 2014 | 01:44
Прочитал расшифровку передачи с Мариной Тарковской и С.Шмыровым у Ксении ЛАРИНОЙ на "ЭХЕ". Увы, но никто из этой компании так и не ответил на простой вопрос Ксении: а куда же собственно исчез дом, в котором жила семья Тарковских на Щипке? А я Вам отвечу - КУДА! Трёхсотлетний сруб, реставрировать который не было никакой нужды, был варварски уничтожен членами Союза Кинематографистов СССР - Паолой Волковой (Педиконе), которая на тот момент, 1988 год, была Директором Фонда Тарковского, и Марьяной Чугуновой, занимавшей пост секретаря Комиссии по творческому наследию Андрея Тарковского при СК СССР. Дамы сии, не имея генерального плана, подрядной документации, денег, наконец, впутали Союз в авантюру с "Музеем Тарковского", в результате которой, купеческий сруб был снесён, на его месте вырыт котлован и никакого строительства не началось. Подрядчик, не дождавшись денег, свернул все работы. Дом простоял бы ещё триста лет. Я в нём бывал, как создатель "Общества Тарковского", которое учредили во Львове при СК СССР в 1988 году на Первой Международной конференции по творчеству А.А.Тарковского, председателем оргкомитета которой я был. А тем, кто стыдливо умалчивает о гибели этого памятника, скажу без обиняков: хватит врать!
http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/1302918-echo/..., следует провести расследование всех обстоятельств гибели этого памятника Культуры - что будет честно. Без этой ПРАВДЫ вся эта затея - пустая трата времени...
7

yuriykuzin
21 апреля 2014 | 23:54
Из переписки на странице Славы Шмырова в фейсбук по данной теме…

СЛАВА ШМЫРОВ…….Юрий, я показал Марине Арс. ваше письмо. Она ответила: "Юрий Кузин перепутал всё на свете".

ВЛАДИМИР ДВИНСКИЙ…….Юрий,это не верно(сознательно не пишу-неправда),ни Паола Волкова,ни М.Чугунова ни каким аяобразом не имели отношения к сносу дома. Ваше,ни на чем основанное заявление,что дом не требовал реставрации,абсолютно не верно.У дома был поврежден фундамент,а самое основное,что бы превратить коммунальный дом в музей была необходима реставрация и при этом серьезная.Электрика,отопление,создание экспозиционных площадей и многое другое необходимо было создать заново.Насколько я помню дом снесла организация,которая и должна была его реставрировать.Мне представляется,что не очень достойно кидаться обвинениями а адрес двух достойнейших женщин,преданных памяти Андрея Тарковксого, тем более,когда одной уже нет в живых.

ЮРИЙ КУЗИН……. Владимир, уж коль Вы взяли на себя роль общественного защитника, то Вам, как минимум, должны быть известны фамилии людей, поставивших свои подписи под проектной документацией по сносу дома № 26 по1-му Щипковскому переулку в Москве? Известны имена тех, кто принимал решения по сносу дома, якобы с целью устроения на его месте дома-музея и А.А.Тарковского и В.М.Шукшина? Известно, кто осуществлял снос, кто контролировал работы со стороны Союза, кто их оплачивал? Поделитесь этой информацией....По моим же сведениям, на всех этапах данной "реконструкции" участвовали, как чиновники Союза, так и П.Волкова с М.Чугуновой. Я сам неоднократно посещал Дом - до его сноса, во время сноса и после сноса, и выражал свой протест, как организатор "Общества Тарковского" при СК СССР П.Д.Волковой, которая, перестав быть секретарём "Общества", создала сепаратный "Фонд Тарковского", директором которого и стала. Не вижу иного способа выяснить все обстоятельства этого чудовищного, на мой взгляд, акта ВАНДАЛИЗМА, как провести независимое расследование, изучив все имеющиеся документы, архивы, а также опросив свидетелей. Что же касается реставрационных работ, то я склонялся к КОНСЕРВАЦИИ, а не к РЕСТАВРАЦИИ, о чём неоднократно оповещал коллег на заседании "Общества Андрея Тарковского" в СК СССР. Если бы моя позиция тогда возобладала, то, возможно, сегодня не было бы нужды устраивать весь этот сыр-бор. Но с мнением моим никто не посчитался. И мне, как организатору "Общества" пришлось произнести эпитафию по поводу его "кончины", после чего я его покинул вместе с Маргаритой Тереховой и Николаем Бурляевым...

Интервью / Память об Андрее Тарковском: будет ли музей в Москве? /…
ECHO.MSK.RU


Edited at 2018-12-27 07:18 am (UTC)
kuzin_yurii
Apr. 5th, 2017 01:46 am (UTC)
2
(ПРОДОЛЖЕНИЕ) ВЛАДИМИР ДВИНСКИЙ…….Юрий, я не брал на себя роль защитника,я высказал свои мысли по поводу вашего текста и обратил внимание,что негоже,не приводя фактов обвинять кого либо в пренебрежении к дому Тарковского,тем более в "ВАНДАЛИЗМЕ". Я не работал в Секретариате СК ССР,хотя,если мне не изменяет память в это время вместо СК была создана Конфедерация Союзов Кинематографистов(КСК). Решение о сносе(если такое вообще было) мог принять только владелец (тогда еще не было юридического понятия"собственник") имущества,в то время это была г.Москва.Я не знаю и никогда не видел документов на снос Дома. Сама ваша идея разобраться с этой историей вполне возможна,,может и стоит восстановить истинный ход событий для истории.Но все таки пока не установлена истина не стоит кидаться камнями. Обратитесь к Н.Бурляеву с этим предложение,тем более он,кажется,Секретарь С К РФ. Я вам помочь не могу,т.к. вышел из состава СК .

ЮРИЙ КУЗИН……. Почему бы Вам, Владимир, не обратиться к Марьяне Чугуновой и не выяснить у неё все обстоятельства сноса дома. Это расследование, как я понял, в первую очередь нужно Вам, поскольку Вы не в теме. Я же был участником тех событий, и вместе с Андреем и Кирой Истратовыми - первыми, кто привлёк внимание общественности к Юрьевцу, где в селе Завражье Ивановской области находился дом семьи Тарковских (малая Родина режиссёра) - всеми силами отстаивал дом на Щипке, непосредственно общаясь по этому поводу и с П.Волковой и с М.Чунуновой. Именно эти дамы взяли тогда на себя роль непосредственных ПРОРАБОВ СНОСА, не имея в кармане ни копейки на «реставрацию». Акция эта была чистой воды авантюрой. Расчёт делался на огласку, на имя Тарковского, которое, по замыслу доброхотов от Культуры, и должно было убедить толстосумов раскошелиться. Но таковых не нашлось. Дом снесли. Котлован вырыли. А потом, когда встал вопрос об ответственности за ВАНДАЛИЗМ, свалили всё на Московские власти....
7

yuriykuzin
23 апреля 2014 | 12:45
ДОМ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО СНЕСЁН! ЗАБУДЕМ!???

Я получил письмо от сестры режиссёра М.А.Тарковской в ответ на мой пост о чудовищном ВАНДАЛИЗМЕ, который совершили члены Союза Кинематографистов СССР, целенаправленно уничтожив памятник Культуры - дом № 26, по первому Щипковскому переулку в Москве, где семья Тарковских прожила долгие годы. Вот это письмо и мой ответ на него Марине Арсеньевне.

Добрый день, Юрий!

Хочу коротко рассказать Вам об истории сноса дома в 1-ом Щиповском пер. В середине 80-х гг. дом был выселен и подлежал сносу. Надо было, прежде всего, дом отстоять от сноса. О.И. Янковский (по просьбе Председатель Союза Э. Климова) и я ходили к секретарю Москворецкого райкома и другому районному начальству, и дом было решено не сносить, а передать его в аренду Союзу кинематографистов.

В конце 80-х гг. им занимался Кинофонд - была такая организация при Союзе кинематографистов СССР. Денег у Союза хватила только на то, чтобы снять с Дома крышу (несмотря на мои протесты)., снять пожарную железную лестницу и наличники. Говорят, что это хранилось на складе в селе Красном.

Затем, когда не стало Кинофонда, Домом занимался Музей кино. За это время Музею пришлось судиться с рядом находящейся организацией, связанной с понятием ХЛЕБ, которая потихоньку оттяпала часть прилегающей к Дому территории. Суд Музей кино выиграл, им велась работа с проектировщиками и его сотрудники сделали еще много полезных дел.
Платить аренду за Дом и прилегающую территорию Музей кино уже не мог - не было денег. (Подробности можно выяснить у сотрудников Музея).

Дом был передан Москворецким Райисполкомом (не помню, как точно тогда он назывался) частной фирме "Сантехника". Вот эта фирма и снесла окончательно Дом, никого не предупредив о сносе. Я туда пришла, когда экскаватор загребал последний строительный мусор, в том числе и стальную крупповскую балку. Я взяла два кирпича, часть штукатурки, ржавые железки от водосточных труб.

Дальнейшую историю писать не буду. Хочу сказать, что ни Чугунова, ни Волкова (у меня к ней были претензии в связи с Фондом Тарковского) никакого отношения к этому Дому не имели.

Как видите, никто из участников передачи на "Эхе Москвы" не врал. Желаю Вам всего самого доброго - Марина Арсеньевна Тарковская.
kuzin_yurii
Apr. 5th, 2017 01:47 am (UTC)
3
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)Уважаемая Марина Арсеньевна!

Спасибо за ответ. Для начала хочу извиниться за излишне резкий тон своего поста и прошу не относить весь его полемический задор на свой счёт. Мне бы и в голову не пришло бросать Вам в лицо обвинение – это было бы чудовищной несправедливостью по отношению к Вам, человеку, столько сделавшему для русской Культуры, для семьи Тарковских. Всё, что Вы описали, я знал, но лишь фрагментарно, не имея единой картины сноса и предшествующих ему обстоятельств. Но и в Вашем изложении, Марина Арсеньевна, драма эта лишена действующих лиц, они как-то стыдливо прячутся в кулисах, не желая выходить на сцену. Имена этих персонажей я уже назвал. Осталось лишь прояснить, какое действительное отношение они имели к той драме. Как я уже писал, в 1988 году я провёл во Львове первые чтения, посвящённые А.А.Тарковскому, куда приехала М.Чугунова – секретарь комиссии по творческому наследию Андрея Тарковского при СК СССР. П.Волкова отказалась посещать конференцию, крайне негативно отозвавшись о целях Круглого Стола – создание общества по типу Баховского, которое бы координировало научную и просветительскую работу, связанную с наследием режиссёра, поддержка талантливой молодёжи – деньгами и призом им.Тарковского по образцу «Давида Донателло им. Висконти». Парадокс, однако, состоял в том, что именно эта дама с подачи В.Божовича, стала секретарём «Общества», чтобы перессорить всех его членов и учредить на обломках собственный сепаратный Фонд Тарковского, директором которого она и стала. Из общения с П.Д.Волковой я и узнал, что критик имеет непосредственное отношение к «воссозданию» дома на Щипке, и к планам по превращению его в просветительский центр, где бы мирно уживались - экспозиции музея Тарковского, музея Василия Шукшина и, если не изменяет память, Михаила Рома – их общего учителя. Кажется, позднее появилась идея впустить на постой и студию Норштейна, что, на мой взгляд, было методологической ошибкой. М.Чугунова собиралась передать музею свой архив Андрея Арсеньевича, который она по крупицам собирала, чтобы скрыть его под сукном до скончания веков. Никакие уговоры о начале публикации этих материалов на Машу не действовали. Несколько раз я бросал ей обвинения в том, что дом на Щипке не должен подвергаться сносу, что его следует ЗАКОНСЕРВИРОВАТЬ, а не ВОССОЗДАВАТЬ. А именно о таком воссоздании и велись разговоры. В то, что Дом был снесён спонтанно, что вся эта БЕДА – результат действий третьих сил (подрядчиков, субподрядчиков, Московского правительства) - я НЕ ВЕРЮ. И П.Волкова и М.Чугунова непосредственно влияли на ход «реставрационных» работ, изыскивая средства, которых никогда не хватало. Именно эти дамы взяли на себя роль непосредственных ПРОРАБОВ СНОСА, не имея в кармане ни копейки на воссоздание. Акция эта была чистой воды авантюрой. Расчёт делался на огласку, на имя Тарковского, которое, по замыслу этих горе-строительниц и должно было убедить толстосумов раскошелиться. Но таковых не нашлось. Дом снесли. Котлован вырыли. А потом, когда встал вопрос об ответственности за ВАНДАЛИЗМ, свалили всё на Московские власти. Считаю, что без расследования всех обстоятельств сноса, без ПРАВДЫ, дело с мёртвой точки не сдвинется. И архивы, которые прячутся под сукном, и живую подлинную историю, лишённую патины, подвергшуюся лакировке, - всё это следует вернуть Русской Культуре, и кому, как ни Вам, Марина Арсеньевна, это сделать…С наилучшими пожеланиями…Ваш, Юрий Кузин.
kuzin_yurii
Apr. 5th, 2017 01:48 am (UTC)
4
(ПРОДОЛЖЕНИЕ) P.S.

Я уже сказал, что не верю в роковое стечение обстоятельств. Не верю, что никто не виноват в том, что сруб, простоявший 300 лет, снесён, а Москва и вся Русская Культура осиротели, потеряв этот уникальный памятник. Если принять в качестве гипотезы, что гибель дома – дело рук ВАНДАЛОВ из числа подрядчиков и чиновников Московского Правительства, то возникает законный вопрос: а где же были все те, кто бил себя в грудь, называя себя наследниками Тарковского? Где был Союз Кинематографистов? Где была Конфедерация Союзов? Где была комиссия по творческому наследию А.Тарковского? Где был Фонд? Ведь если предположить их НЕПРИЧАСТНОСТЬ к СНОСУ, если согласиться, что вся эта глупость дело рук «варваров-строителей», самовольно и грубо распорядившихся памятником по своему усмотрению, то, как минимум, должна была последовать реакция со стороны кинематографистов: демарши, коллективные письма осуждения, пикеты у стен Московского Правительства, чрезвычайный съезд, судебные иски, наконец! Но ничего подобного я не припомню. Отсюда вывод: 1) те, кто объявил себя местоблюстителями СВЯТОСТИ и ПРИЕМСТВЕННОСТИ в русском кино, предали Тарковского, по сути, устранившись от своих обязательств по защите его наследия. Это равнодушие, эта чёрствость – делает их невольными пособниками и соучастниками ВАНДАЛОВ-СТРОИТЕЛЕЙ, если таковые вообще были. 2) молчание ТАРКОВЕДОВ – их не вмешательство, понятно: огласка могла бы скомпрометировать их самих. Ведь именно П.Волкова и М.Чугунова, в купе с чиновниками Союза, затеяли снос дома на Щипке, чтобы затем ВОССОЗДАТЬ его, как птицу Феникс из пепла. ПЕПЕЛ остался. ПТИЦА так и осталась мечтой…
kuzin_yurii
Apr. 5th, 2017 01:49 am (UTC)
5
(ПРОДОЛЖЕНИЕ) Уважаемый Юрий,

благодарю Вас за ответ. Думаю, что сейчас уже не так важно, что предшествовало сносу Дома. Надо идти вперед.

Желаю вам всего доброго. М.А. Тарковская.

yuriykuzin
24 апреля 2014 | 23:47
Странный разговор на эту тему между мной и известным киноведом Виктором МАТИЗЕНОМ…

ВИКТОР МАТИЗЕН
Постыдное это дело - обвинять Машу и покойную Паолу...

ЮРИЙ КУЗИН
А памятники уничтожать? До основания? "ДОКАЖИ", - скажете. Я - свидетель! Я - участник! Я - доказательство! А Вы, Виктор, Кто в этой истории? СОГЛЯДАТАЙ? МОРАЛИСТ? ПРЕКРАСНОДУШНЫЙ МЕЧТАТЕЛЬ? Так пойдите и расследуйте обстоятельства этого СНОСА! - СЛАБО???

ВИКТОР МАТИЗЕН
Про свидетелей сказано - врет, как очевидец. Копаться не стану - Марина Арсеньевна не советует. А про то, что Маша с Паолой целенаправленно уничтожали дом Тарковского. - это вы в Кащенко рассказывайте.

ЮРИЙ КУЗИН
Целенаправленно УНИЧТОЖИЛИ означает - СНЕСЛИ, чтобы затем ВОССОЗДАТЬ, но с новыми коммуникациями, подвалами, кино-просмотровыми залами и архивом. Что Вам не понятно, Виктор, в слове ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО? В этом и была цель - уничтожить, чтобы затем возродить из пепла... Другое дело, что деньгами не обзавелись, втянув Союз в авантюру. А копаться в этом Вы не желаете потому, что КИШКА ТОНКА. Когда я предложил Элему Климову в 1987 году провести в Москве конференцию по творчеству Тарковского, от ярости он покрылся красными пятнами, надо мной смеялись все, а особенно критики, вроде Вас. А потом, когда я организовал и провёл международный Круглый Стол во Львове в 1988-м - все, как один, вступили в "Общество Тарковского", ни ударив пальца о палец, чтобы мне помочь...А по поводу ВРАНЬЯ, которое Вы мне приписываете, то пусть эта ЛОЖЬ останется на Вашей совести...

ВИКТОР МАТИЗЕН
Марина Тарковская вам ясно ответила, что "ни Чугунова, ни Волкова... никакого отношения к этому Дому не имели". Ей я верю, вам - нет. Копаться в том, что вы наложили, у меня нет ни малейшего желания. С первого взгляда видно, что вы неадекватны - одни маниакальные выделения заглавными буквами чего стоят... Еще и Элема попытались забрызгать, и Божовича... Грязь, и ничего больше.
kuzin_yurii
Apr. 5th, 2017 01:50 am (UTC)
6
(ПРОДОЛЖЕНИЕ) ЮРИЙ КУЗИН
Если Вы, Виктор, не утратили ещё остроты ума, на что я надеюсь, то ответьте мне на простой вопрос: зачем же вандалам-строителям, сломавших дом без всякой на то цели, по ошибке, понадобилось затем вырывать котлован размером 500 квадратных метров? Ну, Виктор, пошевелите мозгами!!! Не можете, тогда я отвечу! - КОТЛОВАН вырыли согласно ДОГОВОРУ с Союзом, Комиссией и Фондом...Другой вопрос, что денег у заказчика хватило только на СНОС (5 % от сметы проекта), а на "ВОССОЗДАНИЕ" (95%) - их уже не осталось. Авантюра - в чистом виде…

Эту мою догадку, кстати, подтверждает и Марина Арсеньевна. По её словам: «Денег у Союза хватила только на то, чтобы снять с Дома крышу (несмотря на мои протесты)» (Цитата из письма ко мне) Протесты? Значит, разрушение "семейного очага" не входило в планы сестры Тарковского!

И тут же М.А. опровергает саму себя, когда на вопрос Ксении Лариной о технической концепции будущего музея, заявляет: «Она давно разработана....Тот проект, который был до этого (проект 1988 года, -К.Ю.), содержал в себе…подвальное помещение, которого не было в исторической реальности, но которое в данной ситуации необходимо. Туда будут приходить люди – необходимы технические помещения: раздевалка, туалеты, небольшое кафе. И это всё планировалось сделать в нулевом этаже, в подвальном. И нужно поговорить, чтобы сохранилась эта техническая концепция. Иначе там не сможет работать этот центр, нет помещения. Просмотровый зал необходим, библиотека и видеотека необходимы, выставочный зал необходим, помещения для сотрудников необходимы» (Цитата из передачи на «ЭХО МОСКВЫ»).

Вот и ответ - зачем был вырыт этот КОТЛОВАН!!! Он был вырыт в рамках технического проекта Центра, включавшего в себя, помимо мемориальной части (восстановленные по гвоздику и кирпичику комнаты семьи Тарковских), ещё и НУЛЕВОЙ этаж - для архива, библиотеки и просмотрового зала.

И тут же, опять противореча самой себе, Марина Арсеньевна, говорит, что «дом был передан Москворецким Райисполкомом (не помню, как точно тогда он назывался) частной фирме «Сантехника». Вот эта фирма и снесла окончательно Дом, никого не предупредив о сносе» (из письма ко мне).

Странная ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ…Дом снесли в соответствии с планом по созданию МУЗЕЯ ТАРКОВСКОГО, для чего вырыли котлован, предназначавшийся для НУЛЕВОГО этажа. И в то же время Дом уничтожили варвары-строители, которым надоело ждать обещанных денег. При этом на прощание, вандалы, зачем-то вырыли котлован диаметром в 500 метров? Очевидно, из чувства мести…

Отсюда и вопросы:

1) Зачем Союзу Кинематографистов СССР понадобилось сносить крышу с дома семьи Тарковских, если сестра режиссёра была категорически против?

2) Почему Союз (Э.Климов, А.Смирнов), «Комиссия по творческому наследию А.Тарковского» (М.Чугунова), «Фонд Тарковского» (П.Волкова), взялись за это «ВОССОЗДАНИЕ», - а кому, как не им было этим заниматься, - не имея за душой ни копейки денег?

3) В чём всё таки виноват подрядчик, если снос здания, рытьё котлована, входило в техническую концепцию, которая, как заявила М.А. «давно разработана», и включала в себя «подвальное помещение, которого не было в исторической реальности, но которое в данной ситуации необходимо»?

Пока что, из всего, что я привёл, следует, что Марина Арсеньевна, при всём моём уважении к ней, НЕ КОНТРОЛИРОВАЛА этот процесс... Ни - тогда… Ни - сейчас... А госпожа Волкова и госпожа Чугунова, которых сестра Тарковского ни в чём не винит, даже не считали нужным посвящать её в свои планы…
kuzin_yurii
Apr. 5th, 2017 01:51 am (UTC)
7
(ПРОДОЛЖЕНИЕ) yuriykuzin
26 апреля 2014 | 00:55
«Весьма тёмная история!» - так, наверное, назвал бы этот эпизод Жак Ле Гофф, если бы попытался разобраться в обстоятельствах гибели этого памятника Культуры от рук тех, кого и вандалами-то язык не поворачивается назвать…ТАРКОВЕДЫ – одно слово…
7

yuriykuzin
27 апреля 2014 | 23:35
БЫЛИЧКА…Стоял себе дом, стоял 300 лет. Сруб, каких и в Сибири не сыскать. Помню, как пели с хрипотцой его половицы. Как ухала, открываясь и закрываясь, дубовая дверь, оббитая дерматином. Как сгущалась и клубилась по углам синева, а лампочки, 45-ватки, пронзительно звенели, заставляя толпящиеся в прихожих шкафы, набитые бог весть чем, отбрасывать неверные тени на не струганный дощатый пол. А ещё помню, как наяривал круги счётчик, обезумев от киловатт, и как бузил беззубым ртом ветер в трубе, как топорщились обои, лоснящиеся от жира и сажи. А ещё не забыл я, как шипело сало в сковороде, а красные от авитаминоза руки выбирали мёрзлый картофель из ящика с амбарным замком. А ещё помню, как вздымался на сквозняке и опадал листок календаря с портретом Сталина в траурной рамке. Как натужно поскрипывал спёртый воздух, точно кто-то чужой, в солдатской шинели мерил заснеженный двор циркульным шагом. А ещё, как звенели голоса: один - хрустальный, тонкий, точно стёклышко, выпавшее из рамы; другой – басовитый, тягучий, как у диктора на «Маяке». Первый – Тарковского. Второй – Юсова… И вот – всего этого уже нет... Дом снесён... До основания. «Добрыми людьми», - как сказал бы Иешуа Га-Ноцри…А я скажу без обиняков - ВАНДАЛАМИ...... (Дом № 26 по 1-му Щипковскому переулку в Москве, где семья режиссёра прожила долгие годы, был снесён в 1988-м под предлогом создания «Дома-музея Андрея Тарковского»)

7

Edited at 2018-12-27 07:34 am (UTC)
kuzin_yurii
Apr. 5th, 2017 01:51 am (UTC)
8
(ПРОДОЛЖЕНИЕ) YuriiKuzin
03 мая 2014 | 01:35
УДАЛИЛ навсегда Матизена, Плахова, Шмырова, Долина и Павлючика из своих друзей на Фейсбук - без права просмотра моих страниц этими людьми... Надоело их самолюбование и интеллектуальное чванство...Ничего подобного никогда не встречал у Луи Деллюка, Андре Базена, Белы Балаша, Зигфрида Кракауэра и Виктора Шкловского...ПРИЧИНА? Господин Двинский, о котором я и слыхом не слыхивал, вступился за тех, кто разрушил д…ом Андрея Тарковского на Щипке - Паолу Волкову и Марьяну Чугунову, - назвав меня гробокопателем, пиарящимся за счёт усопшей (Волкова)...Матизен отказался разбираться в гибели этого памятника, чего я от него потребовал, как от главы гильдии критиков, и отказ свой он мотивировал аморальностью моих гнусных выпадов против достойных людей, а также добрым советом сестры Тарковского – не вмешиваться в эту историю…Плахов трусливо удалил мой пост о тех, кто уничтожил дом режиссёра в 1988 году, очевидно, не считая их ВАНДАЛАМИ, о чём я заявил без обиняков. При этом на своей странице киновед разместил собственные вирши, в которых оплакивал Тарковского крокодиловыми слезами, хотя долг критика обязывал его, как минимум, изучить обстоятельства сноса памятника, тем более, что сам Плахов входил в «Общество Тарковского», которое я создал во Львове в том же 1988 году, и знал о сносе дома не понаслышке... Шмыров вызвался помочь воссозданию дома Тарковского на Щипке, но на мой прямой вопрос: а готов ли он сам возглавить комиссию по расследованию этого варварского сноса, ответил категорическим отказом...Это наводит меня на мысль, что ТАРКОВСКИЙ жив, раз копья ломаются о его имя...На том и стою...http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1302918-echo/#video

Интервью / Память об Андрее Тарковском: будет ли музей в Москве? /…
ECHO.MSK.RU
( 8 comments — Leave a comment )